РУ БЕ EN

Целесообразность и актуальность модели

Название модели: «Организация учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями в коммуникативной коллективно-распределённой форме»

 

Научное сопровождение:

Шакура Светлана Дмитриевна, начальник отдела творческих методик обучения молодёжи ГУО «Академия последипломного образования», контактные телефоны 802925009941; 80172857855;

е- mail:shakura@academy.edu.by;

Овсянникова Оксана Петровна, методист высшей категории управления социальной и воспитательной работы ГУО «Академия последипломного образования» контактные телефоны 80291652989; 8017 2857853.

 

Сроки инновационной деятельности: 2017 – 2020.

 

Цель инновационной модели: развитие учебно-познавательной активности и создание условий для успешной социализации учащихся с различными образовательными потребностями посредством организации учебной деятельности в коммуникативной коллективно-распределённой форме.

 

 

Система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с учащимися с различными образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, что отражено в Кодексе Республики Беларусь об образовании. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся, что подразумевает, что не ребёнок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к принятию любого ребенка. В образовательном процессе предусматривается разноуровневое и разновозрастное обучение, индивидуальный темп изучения материала, одновременное изучение разных предметов по выбору или разных тем.

В учреждениях общего среднего образования во многом обучение нацелено на учащегося со средним уровнем обученности. А практически каждый класс является в большей или меньшей степени разнородным. В одном классе могут быть высокомотивированные учащиеся, дети с ограниченными возможностями, с особенностями психофизического развития, находящиеся в социально опасном положении, сироты, дети из семей мигрантов и др. Именно в школе дети впервые учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу, даже если эти «старшие» их товарищи.

На практике не всегда учитываются индивидуальные особенности учащегося и его образовательные потребности. Все это является причиной того, что учащиеся с низким и ниже среднего уровнями развития не успевают за средним темпом работы класса, а дети с высоким уровнем развития теряют интерес к предмету.

Все обучающиеся должны чувствовать, что их ценят и принимают одинаково положительно и что их старания в учёбе признаются и оцениваются объективно, независимо от гетерогенных групп, к которым они относятся. Учет образовательных потребностей и индивидуальных особенностей учащихся, безусловно, мотивирует их к продуктивной образовательной деятельности.

В связи с этим у педагогов появляется ряд вопросов, связанных с организацией учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями, созданием условий для их обучения, развития и социализации. Они ищут новые пути совершенствования содержания и методик обучения и воспитания детей в условиях разнообразия. Поэтому одной из приоритетных задач в современной педагогике становится организация учебной деятельностью таким образом, чтобы учащийся в ее процессе овладевал обобщенными способами учебных действий в качестве образца выполнения любой деятельности.

Одним из путей решения проблемы является использование модели организация учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями в коммуникативной коллективно-распределённой форме.

Коммуникативную коллективно-распределенную форму учебной деятельности можно определить как форму деятельности, где работа выстраивается на общих принципах коллективного способа обучения. При совместной деятельности дети поддерживают друг друга в принятии и решении учебной задачи, проводят диалоги и дискуссии по вопросу выбора лучших действий, лучшего пути решения (именно здесь возникают зоны их ближайшего развития), учащийся является коллективным субъектом обучения. Однако постепенно в процессе интериоризации коллективных учебно-содержательных действий он становится индивидуальным субъектом обучения, владеющим учебно-содержательными действиями, способным к рефлексивному самоконтролю и адекватной оценке, постоянно овладевающим теоретическими знаниями. Данный способ организации учебной деятельности предоставляет практически каждому учащемуся широкие возможности для активного включения в процесс обучения, раскрывает реальные перспективы социализации, пробуждения и развития дарований формирующейся индивидуальности, независимо от ее психофизического развития или образовательных потребностей.

Организация учебной деятельности учащихся в коммуникативной коллективно-распределённой форме позволяет сохранить психическое и физическое здоровье детей; сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребёнок приходит в учреждение образования; способствует успешной социализации.

В основе модели организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями лежат концептуальные положения психолого-педагогических фундаментальных теоретических исследований по обеспечению психолого-педагогических условий для активного включения каждого учащегося в учебно-познавательный процесс (Ш.А.Амонашвили, В. В.Давыдов и др.); организации образовательного процесса на принципах педагогической эргономики и гуманной педагогики (В.Ф.Базарный, Г.Ф.Бедулина, В.М.Бехтерев, Н.Н.Куинджи и др.); организации учения на основе интереса к самому процессу постижения знаний, обучения в сотрудничестве (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, К.Денек, В. К.Дьяченко, В.Т.Кабуш, C.Кон, А.В.Мудрик, Дж.Петти, А.В.Петровский, Е.В.Петушкова, В.В.Позняков, М.Рендон, В. В.Репкин, В.В.Рубцов, В.В.Сериков, А.П.Сманцер, А.В.Хуторской, В.А.Шаповалов, И.С.Якиманская и др.).

Развитию учебно-познавательной активности учащихся с различными образовательными потребностями способствует организация учебной деятельности в коммуникативной коллективно-распределенной форме деятельности, теоретико-методологическими основаниями которой являются:

теория учебной деятельности (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Репкин и др.);

коммуникативно-деятельностный подход (В.В.Давыдов, В.К.Дьяченко, А.Н.Леонтьев; Е.В.Петушкова, В.В.Репкин, А.В.Хуторской);

теория и практика организации обучения в сотрудничества (Г.А.Цукерман, В.В.Давыдов, Л.В.Берцфаи, В.С.Библер, С.Т.Танцоров, А.К.Дусавицкий, Н.И.Запрудский и др.);

теория формирования у учащихся познавательной активности (В.К.Дьяченко, Г.А.Цукерман, В.В.Рубцов, А.В.Пищова, Е.Н.Можар, О.В.Шурпан, Г.В.Сирота  и др.);

теория превращения внешних действий во внутренние умственные процессы (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина);

теория единства речевой и мыслительной деятельности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, В.В.Репкин);

теория дифференциации и индивидуализации обучения (Ю.К.Бабанский, И.Э.Унт, Т.И.Шамова и др.);

личностно-ориентированный подход подход (В.В.Сериков, И.С.Якиманская);

теория социализации личности (В.Г.Бочарова, А.А.Бодалёв, А.В.Волохов, Э.Дюркгейм, И.C.Кон, А.В.Мудрик, Л.И.Новиков, Т.Парсонс,  А.В.Петровский, Ф.Рожков, В.А.Шаповалов, Ю.А.Щепаньский и др.

Инновационная модель также опирается на результаты исследований Г.А.Цукерман «Совместная учебная деятельность как основа формирования личностных достижений старшего школьника», О.А.Исаковой «Индивидуальная образовательная траектория школьника как средство достижения личностных результатов»; Н.И.Муравьёвой «Организация учебной деятельности как средство индивидуально-личностного развития школьников», С.Д.Шакура «Индивидуально-творческое развитие личности в процессе учебной деятельности».

Интернет-ресурсы: