РУ БЕ EN

Профилактика подросткового суицида

Суицидальное поведение – проявление суицидальной активности, которая включает в себя суицидальные проявления (мысли, намеки, высказывания, намерения, не сопровождающиеся действиями, направленными на лишение себя жизни), попытки (демонстративно-установочные действия, при которых подросток знает об относительной безопасности применяемых средств), покушения (суицидальные акты, не завершившиеся летальным исходом по причине, не зависящей от суицидента).

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом.

 

Причины суицидального риска

1 гр. – лично-семейные (проблемы во внутрисемейных отношениях, эмоциональная депривация в семье (ребенок не чувствует любви и заботы родителей, обделен лаской и вниманием), оскорбления, угрозы, издевательства со стороны родителей и других членов семьи и др.)

2 гр. – состояние здоровья (различные дефекты внешности (шрамы, рубцы, лопоухость, косоглазие и др.), заболевания, длительное нахождение в больнице, психическая неустойчивость)

3 гр. – факторы, связанные с антисоциальным поведением (опасение уголовной ответственности, боязнь наказания, позора и др.)

4 гр. – факторы, связанные с учебой/школой (перегрузки интеллектуальные, спортивные, проблемы во взаимоотношениях с учителями, одноклассниками)

5 гр. – материально-бытовые трудности (отсутствие денег, невозможность одеваться по моде, иметь красивые вещи и др.)

6 гр. – травматические факторы (смерть близких, незапланированная беременность идр.)

 

Признаки суицидального риска

  1. Поведенческие (порезы и царапины на запястьях, борозды на шее; внезапные изменения в настроении; раздаривание дорогих вещей; «шуточные» демонстрации суицидальных действий; повышенный интерес к теме смерти; злоупотребление психоактивными веществами; пренебрежение внешним видом; рассеянность и растерянность; высокая конфликтность; угрюмость, апатия, подавленность; тяга к прослушиванию грустной музыки; статус изгоя в социальном окружении; фиксация на примерах самоубийств).
  2. Вербальные (суицидальные угрозы и высказывания; символическое прощание; сообщение о конкретном плане суицида; сообщение о своих намерениях в письмах, статусах, смс; самообвинения; рассуждения о малой ценности жизни; высказывания, фиксированные на кризисной ситуации; уверенность в своей беспомощности и зависимости от других).
  3. Эмоциональные (доминирование негативных эмоций; неустойчивость и резкие смены настроения; признаки депрессии; длительные переживания травмирующих событий; чрезмерные опасения и страхи;   переживание одиночества; безучастность к окружающим).

 

 

Памятка для родителей

Профилактика эмоционально нестабильных состояний и депрессии важна для профилактики суицидов. Что можно предпринять, чтобы помочь своему ребенку избежать всего этого?

  1. Разговаривайте с ребенком, спрашивайте о его состоянии, ведите разговоры о будущем, стройте планы. Причем, эти беседы должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.
  2. Не обвиняйте ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости». Вместо этого покажите ему позитивные стороны и ресурсы его личности.
  3. Не сравнивайте его с другими ребятами – более успешными, способными, талантливыми. Эти сравнения пошатнут его самооценку, наверняка, уже и без того заниженную. Допускается сравнивать ребенка сегодняшнего с ним вчерашним и настроить его на позитивный образ его будущего.
  4. Займитесь с ребенком новыми делами. Введите разнообразие в повседневную жизнь. Например, начните заниматься вместе спортом, посетите культурное мероприятие, придумайте новые способы выполнения домашних обязанностей и др.
  5. Заведите домашнее животное (если его еще нет!) или оборудуйте аквариум. Забота о беззащитном существе может мобилизироватьребенка и настроить его на позитивный лад.
  6. Проследите за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня (хорошо высыпался, нормально питался, находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта/деятельности).
  7. И самое важное: если вы заметили в поведении своего ребенка изменения, которые вы не можете объективно объяснить (частая смена настроения, несвойственная ребенку активность либо замкнутость, снижение социальной активности, появление царапин на запястье либо «борозд» на шее, суицидальные угрозы и высказывания, разговоры на тему Бога, смерти и жизни после нее, самообвинения, доминирование негативных эмоций и др.), не пытайтесь вывести его на прямой разговор, зайдите издалека, поинтересуйтесь его жизнью, самочувствием, настроением. Но не будьте навязчивыми. А после обязательно обратитесь к специалисту, который вам разъяснит, как действовать дальше.

 

Что может помочь подростку преодолеть суицидальные мысли?

  1. Любовь, забота, понимание и принятие родителей (мало понимать ребенка, нужно принимать его точку зрения, его право быть самим собой и право принимать самостоятельные решения; с детства необходимо учить и давать подростку больше самостоятельности, приучать нести ответственность).
  2. Собственный пример (родители, сталкиваясь с трудностями, должны быть настроены оптимистично, показывая желание и силу воли справиться с жизненными препятствиями).
  3. Литература, кино (читая вместе с ребенком и рекомендуя ему те или иные книги и фильмы, вы можете помочь ребенку ориентироваться в этом мире: различать добро и зло, ценить жизнь, уметь понимать себя и других; лучше читать те книги и смотреть те фильмы, где герои, сталкиваясь с трудностями, сохраняют бодрость духа, предпринимают попытки выхода из ситуации; очень полезно обсуждать прочитанное и просмотренное вместе, тем самым это поможет сплотить вас с ребенком и позволит ребенку доверять вам).
  4. Добрые дела (ребенок не должен расти эгоистом, он должен понимать, что в мире есть те, кому может понадобиться помощь; с раннего детства приучайте ребенка, например, кормить птиц, выносить дворовой собаке воду и косточки, ухаживать за домашними животными; это поможет осознавать свою значимость, ребенок будет знать, что его забота кому-то нужна).
  5. Спорт, музыка и другие увлечения (с детства нужно формировать и способствовать появлению у ребенка устойчивых интересов; расширяйте кругозор ребенка, смотрите научные программы, читайте энциклопедии и др. – в этом мире ребенок должен найти что-то для себя, то, что будет ему интересно, и то, что будет направлять его жизнь).
  6. Благоприятная для проживания обстановка в семье.
  7. Наличие эмоциональных связей.

 

 

Построение беседы с подростком

с суицидальными намерениями

    1. Подростки, характеризующиеся эгоцентризмом, инфантилизмом в суждениях, личностной незрелостью в морально-психологическом аспекте.

Стратегия беседы: мягкое, но настойчивое убеждение в полезности рекомендаций, которые дает организатор беседы; нужно дать четкий критический анализ причин и поводов психического состояния подростка, дезактуализировать значимость и остроту болезненных переживаний, показать относительность его восприятия собственной позиции; в ходе беседы необходимо использовать примеры.

   2. Подростки, характеризующиеся крайней степенью негативного отношения к себе, безмерным преувеличением своей вины, самобичеванием, для которых наиболее значимо самоутверждение в кризисной ситуации.

Стратегия беседы:в беседе вспомнить ситуации, когда они показали себя дееспособными, решительными, чувствовали свою правоту.

   3. Подростки с устойчивым депрессивным состоянием при наличии отягчающих факторов,   пессимистической установкой, высказывающиеся о бессмысленности жизни.

Стратегия беседы:попытаться убедить подростка в скороспелости и однобокости его взглядов и убеждений, не опровергая его позиции («Я с тобой согласен, но это только одна сторона…»); вызвать на подробный рассказ о его жизни; следует больше слушать и меньше говорить; спровоцировать выход агрессивных чувств по отношению к родным и близким; в последующих беседах сделать глубокий анализ его переживаний.

  4. Подростки, характеризующиеся ригидностью, стереотипностью поведения, моральным догматизмом, жесткой системой ценностей в случае, если какая-либо ценность теряется, то рушится вся система и подросток «застревает» в своем аффекте.

Стратегия беседы: переключение внимания, мыслей молодого человека на вопросы, обладающие положительной эмоциональной окраской.

  5. Подростки, характеризующиеся высоким уровнем демонстративности, дезадаптацией, вызванной неудовлетворенностью своим положением, неуравновешенность, лживость, «уходы в болезнь».

Стратегия беседы: в ходе беседы проявить сочувствие, доверие, сопереживание; посоветовать, как можно самоутвердиться в коллективе; помочь выбрать жизненные ориентиры.

ВАЖНО: в процессе общения с подростком необходимо тактично, но настойчиво выяснить весь спектр стрессогенных факторов и их значение в жизни, особенно характер отношений с родными и близкими на момент беседы и состояние здоровья родителей и близких родственников.

 

Как нужно отвечать ребенку?

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом.»

«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!»

«Все

безнадежно

и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить.»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом.»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять.»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом.»

«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить.»

«Не получается – значит, не старался".

 

Интернет-ресурсы: