РУ БЕ EN

Структура и содержание инновационной модели

Основная идея инновационной модели – развитие учебно-познавательной активности и создание условий для успешной социализации учащихся с различными образовательными потребностями. Данная идея реализуется в процессе формирования общих способов действий по освоению знаний посредством дифференциации учебного материала с учётом образовательных потребностей каждого учащегося и организации учебной деятельности в коммуникативной коллективно-распределённой форме.

В основе модели организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями в коммуникативной коллективно-распределённой форме:

  • учет психолого-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических условий;
  • научно-методическое обеспечение образовательного процесса, в т.ч. профилактические, здоровьесберегающие программы, реализуемые с использованием компьютерных технологий;
  • построение образовательного процесса на принципах педагогической эргономики (безопасность; комфортность; надежность; психофизическая адаптивность; хронометрическое соответствие; эстетичность или дидактический дизайн) и гуманной педагогики (принятие любого ребёнка таким, какой он есть; проявление терпения; построение отношений сотрудничества с ребенком; очеловечивание среды вокруг ребёнка; преисполнение оптимизма в отношении ребенка; проявление преданности и искренности в отношении ребёнка).

    Структура предлагаемой модели представляет собой систему взаимодействия всех участников образовательного процесса (руководителей учреждения образования, педагогических работников, учащихся, их законных представителей).

    Предлагаемая модель может корректироваться с учётом ресурсных возможностей учреждения образования: место расположения (город, сельская местность), состав обучающихся и и педагогических работников, социум (рисунок 1).

 Screenshot_9

Рисунок 1. Модель организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями коммуникативной коллективно-распределённой форме

 

    Учебная деятельность в ККРФ универсальна для всех учебных предметов, может быть использована в различных возрастных коллективах с учетом возможностей и потребностей учащихся. Использование модели на I и II ступенях общего среднего образования создаёт условия для обеспечения преемственности в развитии интеллектуальных и личностных качеств учащихся. Опыт показывает, что в I-IV классах следует создать условия для формирования умения учиться, рефлексивного самоконтроля и контроля, мотивировать учащихся к работе в группах, научить сотрудничеству. В старших классах – способствовать индивидуальной деятельности, формировать умение самостоятельно мыслить, высказать свою точку зрения, анализировать, обдумывать принимаемые решения и чётко планировать последующие действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Ребёнок, научившийся этому в коллективе, переносит данные умение на индивидуальную учебную, а потом любую деятельность.

Для организации образовательного процесса в ККРФ в учреждении образования дважды в год (сентябрь, апрель) педагогами проводятся контрольно-оценочные работы в виде тестов, диктантов и т.п. Результаты работ оцениваются в процентном соотношении (таблица 1).

 

Таблица 1. Оценка уровня обученности

Уровень обученности

Знания и умения

Оценка в процентном отношении к изучаемому предмету

Отметка по десятибалльной системе

Уровень обученности

1

Представление о понятии

0—20

1-2

Низкий

2

Знание определений, правил

20—40

3-4

Ниже среднего

3

Умение видеть в понятии общий способ действий по решению учебной задачи

40—60

5-6

Средний

4

Умение применять общий способ действий при решении частных задач

60—80

7-8

Выше среднего

5

Умение определять область частных задач, решаемых данным общим способом действий, и применять общий способ действий при решении нестандартных задач

80—100

9-10

Высокий

     Стартовые контрольно-оценочные работы (сентябрь) дают возможность узнать, насколько усвоено программное содержание предыдущего учебного года, распределить учащихся на группы с учётом индивидуальных возможностей и потребностей по каждому учебному предмету и наметить работу по коррекции пробелов в знаниях и умениях в данном учебном году. Итоговые работы проводятся в апреле. Обученность и обучаемость можно также определять и в течение учебного года после изученной теме. Сравнивая результаты итоговых и стартовых работ, учитель выявляет динамику обученности и обучаемости учащихся и определяет их в ту или иную группу:

группа А – дети, медленно усваивающие знания, с низким и ниже среднего уровнями развития или ограниченными возможностями;

группа В – дети со средним и выше среднего уровнями обучаемости;

группа С – дети с высоким уровнем обучаемости, интеллектуально одарённые дети.

   Для учащихся сравнение своих достижений – основание для чувства удовлетворения, сознательного отношения к учебному труду, рефлексивного контроля и адекватной самооценки. Данные о детях с различными образовательными потребностями можно систематизировать в таблицы (таблица 2).

 

Таблица 2. Уровень обученности учащихся 7 класса по белорусскому языку

 

Фамилия, имя уч-ся

ТДР (старт)

Группа

ТДР (итог)

Группа

Иванов Иван

20%

А

30%

А

Петров Пётр

80%

С

90%

С

Сидоров Николай

40%

А

60

В

    На основе результатов проведенной диагностики определяются дальнейшие шаги по организации учебной деятельности для удовлетворения образовательных потребностей каждого ребёнка: организуются факультативные, поддерживающие или стимулирующие занятий; психолого-педагогическое или тьюторское сопровождение; при необходимости занятия с учителем-дефектологом, логопедом.

      Одним из важных моментов при организации учебной деятельности учащихся одного класса в ККРФ на учебных занятиях является продуманное распределение на группы (пары). При комплектовании групп (пар) следует учитывать сложность учебной задачи, уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.

       Школьников можно объединить в группы (пары) или по однородности (гомогенные), или по разнородности (гетерогенные) учебных достижений. Гомогенные группы (пары) могут состоять либо из сильных, либо из средних и даже слабых учеников. Но, нужно отметить, что группа, состоящая только из слабых учеников, себя не всегда оправдывает. Низкая обученность, пробелы в знаниях, слаборазвитые коммуникативные способности, отсутствие лидера – все это не приведет к каким-либо положительным результатам. Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе (АВС, АВ, ВС), где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества.

     Формировать группы (пары) можно по желанию (взаимному выбору) учащихся, по определённому признаку (цвет глаз, первая буква имени и т.д.), по выбору лидера, педагога. На начальном этапе с целью научить сотрудничать эффективным является способ «случайной группы». Этот же способ комплектования групп (пар) можно использовать в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Опыт доказал, что результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Целесообразно сочетание различных способов формирования групп, что способствует развитию отношений между детьми, сплочению коллектива. Важным моментом при формировании групп является соблюдение принципа добровольности и предоставление учащимся возможности перехода из одной группы в другую.

       Группы (пары) могут создаваться как постоянные объединения, так и временные, только на один урок. Следует отметить, что состав группы (пары) может меняться в зависимости от уровня обученности или от уровня обучаемости по определённому учебному предмету. На разных учебных предметах или после прохождения той или иной темы могут быть сформированы разные группы (например, у одного ребёнка хорошие результаты по математике, у другого – по языку, таблица 3).

 

Таблица 3. Уровень обученности учащихся 7 класса по учебным предметам

Фамилия, имя уч-ся

Биология

Химия

Белорусский язык

Белорусская литература

Немецкий язык

Иванов Иван

В

В

В

В

В

Петров Пётр

В

В

А

В

В

Сидоров Николай

С

С

В

С

В

      Как показывает опыт, на начальных этапах организации учебной деятельности в ККРФ наиболее эффективны гетерогенные группы. В таких группах развитие личности в социальном и творческом отношении происходит более интенсивно. Сравнительно быстро в группе появляется свой лидер (им может не обязательно лучший учащийся), который организует работу ребят. «Слабые» учащиеся тоже, как правило, проявляют активность, в результате чего у них формируется умение самостоятельного получения знаний. В таких группах ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и к своим товарищам, взаимопомощь и стремление не подвести других. По мере того, как отрабатывается методика деятельности в ККРФ и у членов группы формируется умение самостоятельно работать и успешно усваивать программный материал целесообразно перейти к формированию групп на основе учета образовательных потребностей учащихся.

     Что касается количественного состава группы, то исходя из опыта работы и условий малокомплектной школы, можно утверждать, что более продуктивна и склонна к обсуждению малая группа (3-4 человека), а также пара. Деятельность в паре и малой группе можно быстрее организовать, в ней быстрее выполняются задания и предоставляется больше возможностей каждому учащемуся внести свой вклад в общую работу.

        Учебная деятельность в ККРФ может проходить в течение всего учебного занятия либо на отдельных его этапах. Педагогический опыт инновационной деятельности подтверждает, что групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в V – IX классах, не более 20-25 минут – в III – IV  классах. Наиболее эффективно был организован процесс обучения в ККРФ на этапе изучения новой темы и закрепления материала урока, на уроках актуализации и обобщения знаний. При изучении сложного программного материала чаще формировались смешанные группы, так как они более целесообразны и в отношении сильных и в отношении слабых учеников. Сильные учащиеся подтягивают более слабых, что благоприятно сказывается на успешности средних и слабых учащихся. Однако отмечено, что при изучении простого материала работа в смешанных группах приводила к снижению учебной мотивации сильных учащихся. Какой группе отдать предпочтение зависит от целей и задач урока, особенностей изучаемого материала, наличия в классе учащихся с особенностями психофизического развития и различными образовательными потребностями.

          Следует сказать, что при организации деятельности учащихся в ККРФ нельзя требовать в классе абсолютной тишины, т.к. дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Важно также продумать рассадку учащихся, чтобы они могли видеть друг друга.

      Для продуктивной работы малой группы требуется распределение ролевых позиций («лидер», «спикер», «аналитики», «контролёр», «регистратор», «редактор» и т.п.), то есть, все действия, входящие в коллективную деятельность, распределяются между всеми членами группы. В каждой группе выбирается руководитель и организуется работа в соответствии с предложенным алгоритмом. При этом руководителем группы А, В может назначаться учащийся из группы С.

         Каждая группа получает свое задание. Задания могут предлагаться по разным темам или по одной общей теме для всех учащихся, но разной сложности (дифференцированные). По своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты. Быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы. При изучении учебного материала группа может работать совместно над одной и той же темой, но возможно самостоятельное изучение каждым членом группы своего вопроса, а затем взаимопередача знаний в парах в рамках группы. Для поддержки мотивации очень важно, чтобы уровень предлагаемой работы соответствовал возможностям учащихся и позволял им почувствовать удовлетворение от достижения результата и его признания. При разработке разноуровневых заданий можно воспользоваться таксономией Блума или адаптированной к ней схемой Джеффа Петти.

         ККРФ учебной деятельности предполагает, что при наличии в классе детей, обучающихся по индивидуальным программам, или с особыми образовательными потребностями, с ними работает педагог, учитель-дефектолог, учащийся, хорошо владеющий данной темой.

      При организации ККРФ учебной деятельности над выполнением задания, решением учебной задачи эффективной является методика пообзацного чтения. Особенностью данной методики является то, что текст прорабатывается по заданному алгоритму. Алгоритм разрабатывается в зависимости от состава участников группы, сложности изучаемой темы, временных рамок и др. В ходе работы над текстом заполняется маршрутный лист. В результате учащиеся будут иметь план текста, ключевые слова и основные мысли по изучаемой теме. Опираясь на маршрутный лист, они смогут передавать полученные знания в парах в рамках своей группы и членам другой группы. (https://yadi.sk/i/zPimz5UKy8pYJg)

        Работа над текстом (заданием) завершается «запуском десанта» – каждый член группы выступает со своим заданием перед учащимися другой группы, его задача – кратко донести изученный материал до других. Таким образом происходит процесс взаимообучения: каждый учащийся по очереди работает то в роли обучающего, то в роли обучаемого.

        Обязательно перед началом работы учитель совместно с группами обсуждают критерии оценки работы и алгоритм контрольно-оценочных действий. После каждой выполненной работы необходимо проводить само- и взаимооценку, результаты которых фиксируются с помощью специальных знаков в оценочных листах (таблица 4). Заполнение таких листов способствует развитию у учащихся рефлексивных способностей и формированию контрольно-оценочных действий.

 

Таблица 4. Заполнение оценочного листа учащегося при работе над текстом

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ                             Фамилия, имя учащегося

Пооперацион

ные действия/Фамилия, имя членов группы

Чтение

Ключевые слова

Подробный пересказ

Главную мысль

Заглавие

Краткий пересказ

Выступлениев малой группе

Выступлениеперед классом

ИТОГО

Самооценка/оценка

С

О

С

О

С

О

С

О

С

О

С

О

С

О

С

О

С

О

Иванов Иван

+

Å

+

Å

?

?

+

+

?

+

+

?

+

Å

+

?

+

+

Петров Пётр

+

Å

?

Å

+

+

-

+

+

?

?

?

+

+

+

+

+

+

Руководитель группы ______________________._________________

Где С — самооценка, О — оценка,.

      Самооценка (фиксируется в светлых клетках): «Å» — хорошо умею, «+» — умею, «?» — сомневаюсь, «–» — не умею. Оценка других участников: «Å» — хорошо умеет, «+» — умеет,  «?» — допускает ошибки, «–» — не умеет

       Исходя из вышеизложенного, в организации ККРФ учебной деятельности можно выделить следующие этапы:

1 этап – подготовительный (организационный): введение в тему, инструктаж и знакомство с алгоритмом работы с учебным материалом, деление на группы (пары) и распределение ролей;

2 этап – работа в рамках группы: работа на текстом или решением учебной задачи по алгоритму, работа в парах сменного состава в своей группе;

3 этап – «запуск десанта»: выступления в других группах, обсуждение проблемных вопросов;

4 этап – рефлексивный: обсуждение результатов выполненной работы, самооценка и взаимооценка, выявление проблем и коррекция пробелов в знаниях и умениях учащихся, подведение итогов работы группы.

     Организация учебной деятельности учащихся в ККРФ меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, а является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к объяснению цели предстоящей работы; комплектованию групп; чёткому объяснению-комментарию к заданиям для групп; помощи при возникновении затруднений, контролю за ходом групповой работы. Педагог может попеременно участвовать в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску. После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

     Таким образом, при организации учебной деятельности в ККРФ важно:

  • учитывать уровень образовательных возможностей учащихся;
  • учитывать особенности состава группы;
  • распределять роли между участниками группы и организовывать работу статичной группы (пары) и группы (пары) сменного состава;
  • организовывать коммуникацию в группе (паре) и между группами (парами);
  • составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т.е., справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе;
  • анализировать способ деятельности;
  • организовывать самоконтроль и самооценку, контроль;
  • проводить рефлексию учебной деятельности.

    Необходимым условием реализации модели учебной деятельности в ККРФ является психологическое сопровождение. С целью формирования положительной установки субъектов образовательного процесса на участие в инновационной работе психолого-педагогическое сопровождение следует организовать по следующим направлениям: диагностирование участников инновационного проекта (в рамках определенных критериев), коррекционно-развивающая работа, психолого-педагогическое консультирование, просвещение, организация тренинговых занятий с участниками инновационной деятельности. С учащимися на подготовительном этапе с целью профилактики дезадаптации в условиях нововведений целесообразно провести занятия по повышению уверенности в себе, развитию коммуникативных навыков, сплочению коллектива.

Интернет-ресурсы: