РУ БЕ EN

Мониторинг процесса и результатов в рамках модели

 На протяжении внедрения модели организации учебной деятельности в ККРФ  необходимо проводить мониторинговые исследования. Для определения эффективности работы результаты целесообразно отслеживать у учащихся инновационных классов и учащихся, которые обучаются по традиционной системе образования. Для оценки эффективности процесса и результатов инновационной деятельности можно использовать критерии и показатели, методики изучения, данные в таблице 1.

 

Таблица 1. Критерии и показатели эффективности инновационной работы

Критерии

Показатели

Методики изучения

Единицы измерения

1. Учебно-познавательная активность

Мотивация учения;

стремление к умственному напряжению,

инициативность и самостоятельность в поиске новой информации;

стремление к обсуждению вопросов познавательного характера

знания в пределах учебной программы;

знания, выходящие за пределы учебной программы;

наличие обобщенных учебных умений;

уровень сформированности мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация);

самостоятельность выполнения учебного задания;

эмоциональное отношение к цели,

процессу и результату познания

доведение до конца начатой работы

1."Лесенка побуждений"

(А.И.Божович, И.К.Маркова);

2."Мотивация успеха и боязнь неудачи-МУН»

(А.А.Реана);

модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.Лускановой);

методики «Лесенка уроков», «Выбор задания»

Методика «Когнитивная ориентация» (локус контроля);

анкетирование,

беседы с учителями, учащимися, родителями (законными представителями)

Положительная динамика в %

2. Учебные достижения учащихся по учебным предметам

Уровень обученности и обучаемости

Результаты обучения  (академические достижения обучающихся), контрольные срезы знаний

Положительная динамика обученности в %

3. Готовность к социализации

Коммуникативные навыки;

усвоение социальных ролей;

психологическая готовность обучающихся к решению поставленных задач;

мотивация деятельности и поведения.

Опросник Н.Е.Щурковой «Мои социальные роли».

Методика «Изучение уровня социализированности личности обучающегося» (М.И.Рожков) и др.

Положительная динамика в %

4. Психо-физиологическое здоровье учащихся

Уровень тревожности.

Стрессоустойчивость.

Агрессивность.

Самооценка и др.

Концентрация внимания

Уровень утомления и работоспособности учащихся.

Уровень психологической комфортности учащихся

Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен;

тест школьной тревожности Филлипса;

тест «Несуществующее животное»;

тест «Автопортрет»;

тест Люшера

корректурная проба (Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко);

анкетирование

Положительная динамика в %

 

5.Повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников 

Уровень компетентности педагогов в области организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями в коммуникативной коллективно-распределённой форме.

 

Умение проектировать и проводить учебные занятия в коммуникативной коллективно-распределённой форме

Умение дифференцировать учебный материал с учётом индивидуальных способностей учащихся различных гетерогенных групп.

Анкетирование

Мониторинг

Аттестация

Положительная динамика в %;

количество публикаций, выступлений и др.

 

6. Удовлетворение образовательных потребностей учащихся

Удовлетворенность учащихся процессом и результатами обучения.

Отношение педагогов, администрации, родителей обучающихся к нововведению

Анкетирование, опрос, внутренняя и внешняя экспертиза

Положительная или стабильная  динамика в %

     Необходимо акцентировать внимание, что общая динамика обученности и развития учащихся фиксируется на основе содержательного контроля и оценки, контрольно-оценочных работ и результатов психолого-педагогической диагностики в сравнении на начало и конец учебного года, по годам. Итоги диагностики по предложенным методикам изучения можно систематизировать в таблицах (https://yadi.sk/i/xJVbY6EJeQjEZg).

   Системная работа по организации учебной деятельности учащихся в ККРФ покажет положительную динамику образовательного процесса: вырастут уровни познавательной активности, обученности,  готовности к социализации, психофизического здоровья учащихся.

       В результате учебной деятельности в ККРФ у учащихся формируются обобщенные учебные умения, повышается уровень учебной мотивации, сформированности мыслительных операций. Учащиеся учатся переносить общие способы мышления и действий из одной усвоенной области в другую, т.е. учатся учиться.

     Также может наблюдаться переход учащихся из группы А (дети, медленно усваивающие знания, с низким и ниже среднего уровнями развития или ограниченными возможностями) в группу В (дети со средним и выше среднего уровнями обучаемости); из группы В (дети со средним и выше среднего уровнями обучаемости) в группу С (дети с высоким уровнем обучаемости, интеллектуально одарённые дети). Качество знаний улучшается за счет увеличения работоспособности, так как уровень предлагаемой работы соответствует возможностям учащихся и позволяет им почувствовать удовлетворение от достижения результата.

Интернет-ресурсы: