На протяжении внедрения модели организации учебной деятельности в ККРФ необходимо проводить мониторинговые исследования. Для определения эффективности работы результаты целесообразно отслеживать у учащихся инновационных классов и учащихся, которые обучаются по традиционной системе образования. Для оценки эффективности процесса и результатов инновационной деятельности можно использовать критерии и показатели, методики изучения, данные в таблице 1.
Таблица 1. Критерии и показатели эффективности инновационной работы
Критерии |
Показатели |
Методики изучения |
Единицы измерения |
1. Учебно-познавательная активность |
Мотивация учения; стремление к умственному напряжению, инициативность и самостоятельность в поиске новой информации; стремление к обсуждению вопросов познавательного характера знания в пределах учебной программы; знания, выходящие за пределы учебной программы; наличие обобщенных учебных умений; уровень сформированности мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация); самостоятельность выполнения учебного задания; эмоциональное отношение к цели, процессу и результату познания доведение до конца начатой работы |
1."Лесенка побуждений" (А.И.Божович, И.К.Маркова); 2."Мотивация успеха и боязнь неудачи-МУН» (А.А.Реана); модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г.Лускановой); методики «Лесенка уроков», «Выбор задания» Методика «Когнитивная ориентация» (локус контроля); анкетирование, беседы с учителями, учащимися, родителями (законными представителями) |
Положительная динамика в % |
2. Учебные достижения учащихся по учебным предметам |
Уровень обученности и обучаемости |
Результаты обучения (академические достижения обучающихся), контрольные срезы знаний |
Положительная динамика обученности в % |
3. Готовность к социализации |
Коммуникативные навыки; усвоение социальных ролей; психологическая готовность обучающихся к решению поставленных задач; мотивация деятельности и поведения. |
Опросник Н.Е.Щурковой «Мои социальные роли». Методика «Изучение уровня социализированности личности обучающегося» (М.И.Рожков) и др. |
Положительная динамика в % |
4. Психо-физиологическое здоровье учащихся |
Уровень тревожности. Стрессоустойчивость. Агрессивность. Самооценка и др. Концентрация внимания Уровень утомления и работоспособности учащихся. Уровень психологической комфортности учащихся |
Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен; тест школьной тревожности Филлипса; тест «Несуществующее животное»; тест «Автопортрет»; тест Люшера корректурная проба (Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко); анкетирование |
Положительная динамика в %
|
5.Повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников |
Уровень компетентности педагогов в области организации учебной деятельности учащихся с различными образовательными потребностями в коммуникативной коллективно-распределённой форме.
Умение проектировать и проводить учебные занятия в коммуникативной коллективно-распределённой форме Умение дифференцировать учебный материал с учётом индивидуальных способностей учащихся различных гетерогенных групп. |
Анкетирование Мониторинг Аттестация |
Положительная динамика в %; количество публикаций, выступлений и др.
|
6. Удовлетворение образовательных потребностей учащихся |
Удовлетворенность учащихся процессом и результатами обучения. Отношение педагогов, администрации, родителей обучающихся к нововведению |
Анкетирование, опрос, внутренняя и внешняя экспертиза |
Положительная или стабильная динамика в % |
Необходимо акцентировать внимание, что общая динамика обученности и развития учащихся фиксируется на основе содержательного контроля и оценки, контрольно-оценочных работ и результатов психолого-педагогической диагностики в сравнении на начало и конец учебного года, по годам. Итоги диагностики по предложенным методикам изучения можно систематизировать в таблицах (https://yadi.sk/i/xJVbY6EJeQjEZg).
Системная работа по организации учебной деятельности учащихся в ККРФ покажет положительную динамику образовательного процесса: вырастут уровни познавательной активности, обученности, готовности к социализации, психофизического здоровья учащихся.
В результате учебной деятельности в ККРФ у учащихся формируются обобщенные учебные умения, повышается уровень учебной мотивации, сформированности мыслительных операций. Учащиеся учатся переносить общие способы мышления и действий из одной усвоенной области в другую, т.е. учатся учиться.
Также может наблюдаться переход учащихся из группы А (дети, медленно усваивающие знания, с низким и ниже среднего уровнями развития или ограниченными возможностями) в группу В (дети со средним и выше среднего уровнями обучаемости); из группы В (дети со средним и выше среднего уровнями обучаемости) в группу С (дети с высоким уровнем обучаемости, интеллектуально одарённые дети). Качество знаний улучшается за счет увеличения работоспособности, так как уровень предлагаемой работы соответствует возможностям учащихся и позволяет им почувствовать удовлетворение от достижения результата.
Мы в соцсетях: