РУ БЕ EN

Достопримечательности Берестовицкого района

Первые поселения людей на Берестовитчине появились в эпоху палеолита (10-е тысячелетие до н.э.). Еще один археологический памятник — каменные могилы — находится возле д. Клепачи. Около деревень Алекшицы (местное название Алыцина) и Верховляны сохранились городища XI—XII вв. В это время Берестовитчина находилась на землях Черной Руси и входила в состав Городенского княжества.

Kостел Визитации Пресвятой Девы Марии

Первое документальное упоминание о Большой Берестовице датируется 1495 г. Принадлежала она великому князю литовскому Александру,затем магнатам — Ходкевичам, Мнишкам, Потоцким, Кос-соковским. В берестовицком костеле Визитации Пресвятой Девы Марии (около 1615г.) есть крипта, где были саркофаги Ходкевичей. В этом же костеле похоронен маршалок надворный коронный, кастелян краковский Юрий Мнишек (1778). В 1725 г. привилеем великого князя литовского и короля польского Августа II Берестовица получила магдебургское право. Городу был присвоен герб с изображением белки.

Многие населенные пункты Берестовитчины также имеют давнюю историю. В привилее великого князя литовского и короля польского Александра от 12 июля 1506 г. впервые упоминаются деревни Рудово, Рудовляны, Поплавцы, Сладеловичи, Конюхи, Ковали, которые были подарены воеводе новогрудскому А. Ходкевичу. Многие деревни получали свои названия от фамилий владельцев.

В середине XIX в. в Большой Берестовице жило 1037 человек, насчитывалось 179 строений, 15 магазинов, приходское училище. В 1878 г. жителей было 1694 человека (из них 1127 евреев), перед Первой мировой войной — 2516.

В Большой Берестовице сохранилось несколько интересных памятников истории и культуры. На центральной площади, где когда-то стояла городская ратуша, находится костел кармелитов, перестроенный в 1866 г. в церковь. На пересечении улиц Ленина и Матросова — костел, построенный в стиле псевдоготики в начале XX в. Здание на улице Красноармейской, 10, бывший заезжий дом, — памятник гражданской архитектуры с чертами народного деревянного зодчества 2-й половины XIX в.

         Церковь св. Николая       Костел Преображения Господнего       Бывший заезжий дом

Церкви находятся в деревнях Масаляны (1796), Горбачи (1860), Алекшичи (1865-1871), Малая Берестовица (1866), Клепачи (1885), Гольни (1903). Костелы — в деревнях Макаровцы (конец XVIII в.), Великие Эйсмонты (1850), Малая Берестовица (1851-1863).

  Церковь Рождества Богородицы Моссоляны Церковь Успенская Горбачи Церковь св. Дмитрия Мал.Берестовица Костел св. Антония Падуанского Мал.Берестовица

В Берестовицком районе некоторые бывшие парково-усадебные комплексы ныне являются объектами республиканского значения. Имение Старый Дворец известно с 1478 г. Тут сохранились фрагменты усадьбы, парка и сада, которые принадлежали когда-то роду Анджейковичей.

Усадьба МурованаУсадьба в Лишках построена владельцем Вирионом в 1848 г. на манер итальянской виллы. Ее особенностью является биокомплекс различных видов деревьев (более 20), кустарников и трав. В Пархимовцах находилось имение Ключевских, а с 1870 г. — Япунь-ских. Усадьба, которая там сохранилась, была заложена в 1880-х гг.Ее последними владельцами были Бораты. Наиболее примечательная часть усадьбы - водная система, обсаженная деревьями, которые, смыкаясь кронами, создают зеленый купол. Усадьба Юндилов возникла в д. Мурована в XVIII в. и была перестроена новыми владельцами Солтанами 15 1-й половине XIX в. За двухэтажным домом располагается парк с тремя прудами и каналом, системой аллей и мельницей (1874). Усадебный дом Юндилов сохранился и в Малой Берестовице.

Берестовитчина — родина многих замечательных людей. В Малой Берестовице родился автор «Истории Великого княжества Литовского» И.С. Апацевич. Родом из Большой Берестовицы основатель монголоведения в России В.М. Ковалевский. Лидер белорусского национально-освободительного движения, один из руководителей восстания 1863— 1864 гг. К. Калиновский родился в д. Мостовляны, В д. Сыроежки — Герой Социалистического Труда И.М.Жижель.

Инициатор открытия Гродненской губернской гимназии в Свислочи Т. Тышкевич жил в д. Клепачи. Некоторое время на Берестовитчине работал Е.Ф. Карский. В 1930-е гг. С.О. Притыцкий организовал здесь КСМЗБ, памятник ему стоит сейчас в Большой Берестовице. В д. Жорповка 1 февраля 1944 г. во время боя с фашистами погибли секретарь Гродненского подпольного горкома ЛКСМБ О.И. Соломова и член Гродненского подпольного райкома КП(б)Б В.Ф. Бибич. На месте боя в 1948 г. поставили обелиск, а в 1981 г. в д. Конюхи — бюст Соломовой.


Костел Пресвятой Марии в Большой Берестовице

Берестовицкий костел, Костел в Большой Берестовице

Древний памятник – костел Пресвятой Девы Марии – находится в центре Берестовицы в Беларуси. Это здание до сих пор сохранило свое великолепие, несмотря на то, что было частично разрушено.

Согласно легенде, раз в год над таинственным костелом поднимается привидение. Считается, что тот, кто его заметит, обретет счастье в любви и будет удачлив в карьере.

Костел Пресвятой Марии в Большой Берестовице был основан в 1615 году в стиле раннего барокко. Кирпичное сооружение возвели на месте деревянного здания храма 15 века, сгоревшего в следующем столетии в результате пожара. Здание нового костела проектировал известный архитектор ВКЛ Джованни Тревано, который в 17 веке также руководил постройкой костела Петра и Павла в Кракове – прообраза Берестовицкого храма.

Костел освятили в честь Пресвятой Девы Марии, а позже он стал усыпальницей, в которой хоронили известных в ВКЛ и Королевстве Польском представителей известных фамилий. Здесь был похоронен Ян Кароль Ходкевич, военноначальник Речи Посполитой, который неоднократно нападал на шведов в 1600-1611 годах.

Юзеф Мнишек, Краковский каштелянин, в 1741 году добился того, что в храме был проведен ремонт. В 1749 году Юзефа Потоцкая открыла при костеле приют для нищих. В начале 19 века в костеле основали первую парафиальную школу на Гродненщине.

В 1865 году костел закрыли по решению генерал-губернатора М.Муравьева, здание передали православным, а останки захороненных перенесли на территорию перед костелом.

В 1920 году костел вернули католическим верующим, где стали по большим праздникам проводить богослужения. В 1960-х храм полностью закрыли и начали использовать в бытовых целях. В результате здание стало постепенно разрушаться.

Интернет-ресурсы: